Открыть ленту Закрыть ленту
maxresdefault
A A
Интервью Экономика

Каждый смертный, живущий на земле, понесет убытки: Раффи Мхчян

«А1+» побеседовал с председателем Союза экспортеров Раффи Мхчяном.

- Господин Мхчян, какое влияние окажет кризис, вызванный новым коронавирусом, на экспортирующие компании нашей страны?

- У нас есть всего два внешних пути: через Иран и Грузию. Иран мы очень мало используем для экспорта. Основным выходом остается наземным путем и по железной дороге через территорию Грузии в направлении пограничных пунктов Верхнего Ларса и Поти. Не все обусловлено действиями правительства, это – форс-мажор, во время которого нельзя обвинять друг друга. Мне 51 лет, я родился и вырос в Ливане, где годами шла гражданская война, я видел обстрелы, но такого не видел, чтобы во всем мире все остановилось.

- В каком состоянии оказались экспортеры и что их ждет в дальнейшем?

- Я сам являюсь одним из экспортеров, прямо сейчас мы работаем в цехе, но нас даже меньше 10 человек, мы соблюдаем все необходимые меры и собираемся экспортировать товары в США. Обещали, что в понедельник-вторник к нам подъедет грузинский автомобиль, и мы морским путем отправим товар в Калифорнию – город Глендейл.  Но я не знаю, если мы положим этот груз в этот автомобиль, оформим его, сможет ли автомобиль въехать в Грузию, доехать до порта Поти. Или подъедет ли к порту Поти то судно, которое заберет контейнер и довезет до следующего порта. Это вопросы, на которые ни у кого нет ответа, но мы делаем свою работу, в остальном уповаем на Бога.

Мы говорим, нет запрета на перевозку грузов, но все замедлилось, затруднилось. Вчера смотрю: на Ларсе ужасная ситуация, наши водители сидят на обочинах, ждут, не зная, что их ждет. Ларс открыт, снег не мешает, но все как-то замедлилось. Премьер-министр пообещал, что поговорит с премьером Грузии, чтобы понять, какое регулирование могут внести. Я вижу, что наши власти пытаются приложить усилия и найти решения каких-то вопросов, но это зависит не только от действий нашего правительства, это – глобальная проблема.

- Согласно Вашим прогнозам, удастся ли экспортировать сельскохозяйственную продукцию этим летом?

- В свое время я работал дипломатом, и у нас был посол, когда я говорил ему, давай запланируем кое-что на будущей неделе, он говорил: давай доживем до завтра. Давайте доживем, переживем этот период, только потом будем думать об экспорте. Как и каждый год у нас будут пробки на Ларсе, будет портиться урожай. Многочисленные проблемы, которые всегда были. Сейчас есть большое беспокойство не только у экспортеров, но и вообще у производителей. Ведь проблема не в том, что происходит сегодня, проблема в том, каковы будут последствия этого? По-моему, это гораздо более сильный спад по сравнению с финансово-экономическим кризисом 2009г. Эта паника, которая существует во всем мире, не останется без последствий, каждый смертный, живущий на земле, понесет убытки.

- Драм обесценился по отношению к доллару, 1 доллар пересек границу 500 драмов. Как Вы считаете, драм еще больше обесценится или должен ли больше обесцениться?

- Большая часть экономики нашей страны питается рублями, и мы получаем из России рубли. Обесценивание драма имеет прямую связь с обесцениванием рубля. Чем больше обесценится рубль в РФ, тем больше мы должны видеть здесь отражение этого.

- Но влияние несоразмерно, рубль сильно обесценился, драм – нет.

- Наши могут обесценивать. Еще раз говорю, большая часть нашей экономики питается рублем, большинство товаров экспортируется в РФ, из этой страны импортируются товары в Армению.

- Но падение рубля в основном обусловлено снижением цен на нефть.

- Эта история началась с Китая, который является самым крупным игроком на рынке потребления нефти. Когда сократились покупки нефти в этой стране, в мире возник избыток нефти. Организация ОПЕК решила сократить размер каждодневного экспорта, но РФ не приняла этого. Вопреки этому, нефтяной магнат Саудовской Аравии сказал: если ты не хочешь, я еще больше заставлю и задушу тебя. Произошел большой застой, и цены на нефть упали. Это была неправильная политика РФ. Но сейчас жизнь остановилась, смотрите, в нашем небольшом городе сколько мы жгли топлива.  Говорят, что из-за эпидемии во Франции воздух настолько очистился, что в последнее время такого никогда не было. В Китае воздух очистился. Сколько времени нужно для выхода из этого кризиса, чтобы мир вновь вошел в свою колею и мог потреблять прежнее количество нефти.