Какие рестораны выдержат «коронавирусный» кризис?
Поддержи А1+!Решением коменданта, с 24-го марта в Армении прекращена деятельность ресторанов и кафе. Бронирования для свадеб, дней рождений, крестин и прочих мероприятий были отменены еще до того, после объявления чрезвычайного положения 16-го марта. Эксперт в области общественного питания Ашот Барсегян в беседе с «А1+» отметил, что в агентствах, занимающихся организацией свадеб, отменены даже летние брони, некоторые перенесли на осень, другие отложили на неопределенный срок.
«Есть рестораны, на которых это сказывается очень плохо, которые так сказать специализированы на больших мероприятиях, для других ресторанов, это было не основным источником, а приятным бонусом»,- отметил Ашот Барсегян.
Как они будут платить сотрудникам в период вынужденного простоя? Рестораторы встали перед большой проблемой.
Ашот Барсегян не знает, как поведут себя работодатели, дадут ли компенсацию сотрудникам, но подчеркивает, что даже если дадут, это не может длиться долго, потому что бизнес финансируется из операционной наличности, поток которой прекратился.
«Можно сказать: ну что произошло, пусть потерпят пару месяцев, но действительность далека от этих легких представлений. Бизнес может обанкротиться за эти два месяца, и в случае нулевого оборота не суметь выполнить свои обязательства»,- отметил он.
Ашот Барсегян отмечает: оборот за март будет плохим, считает излишним говорить об апреле, а прогнозы на май делать не может, пока под вопросом.
«По оптимистичным прогнозам, если в конце марта – начале июня экономика “восстановится”, деньги же не образуются сразу, сначала нужен оборот, после чего выполнять обязательства»,- подчеркнул он.
Фактически весенние месяцы не только не будут прибыльными для рестораторов, но и вызовут большие расходы, а последствия для хозяйствующих субъектов, мягко говоря, будут плохими.
«Многие не выдержат, потому что 90% бизнесов работают на арендованных территориях. Накопятся арендные платы, зарплаты, коммунальные»,- отметил он.
Господин Барсегян предлагает предоставить бизнесу налоговые каникулы и сделать уступки во многих других выплатах.
«Нужно встать рядом с бизнесом и спасти бизнес»,- подчеркнул он и добавил, что чем меньше будут обязательства ресторанов в этом случае, тем больше ресторанов выживут.
Ашот Барсегян не разделяет точку зрения, согласно которой бизнес, который становится банкротом за месяц, это – плохой бизнес. Он обьясняет это на примере туризма.
«Если сфера туризма закрылась на месяц, нужно понимать, что стоит за этим? У них есть отмены до октября, т. е. закрывать бизнес, который должен откуда-то финансироваться и существовать, бессмысленно. Правильнее обанкротить бизнес, и открыться в начале сезона следующего года. Здесь не та категория, что если закрылся, значит плохой бизнес»,- отметил Ашот Барсегян.
Программу правительства по поддержке бизнеса – предоставление кредитов – Ашот Барсегян считает необдуманным шагом.
«Хотят навязать на неработающий бизнес новые обязательства в интересах банков. Этим воспользуются те, кто силен, и те, у кого есть валютный кредит. Они с удовольствием заменят валютный кредит предоставляемым драмовым кредитом. Я не думаю, что что-либо еще может заставить человека взять этот кредит, потому что это – дополнительное обязательство при не очень ясном будущем»,- подчеркнул он.
Он сообщил, что есть рестораны, которые хотят воспользоваться этими кредитами. По его словам, будут рестораны, которые возьмут и справятся, но для многих это будет тяжким грузом.